21.10.2023

ФОТОШКОЛА: ГОТОВИМСЯ К ФОТОРЕПОРТАЖУ

 Юлия Замятина

Любая работа начинае с подготовки, а уж работа фотографа просто не может без этого обойтись. От того, как мы подготовимся, зависит половина успеха съемки.

Вот, казалось бы, очевидные вещи, но все может сорваться, если что-то забыть:

  1. Заранее ставим аккумуляторы (батарейки) на зарядку и помним, что батареек много не бывает, поэтому берем запасную.
  2.  Форматируем флешки (карты памяти) и обязательно делаем контрольный снимок, смотрим, что все записалось и флешка нормально работает. С этим иногда сталкиваешься на съемке, когда вдруг флешка портится в самый неподходящий момент. Обязательно возьмите собой запасную!
  3.  Проверяем работу камеры, обязательно сбрасываем все настройки, оставшиеся с предыдущей съемки – это нужно для того, чтобы не терять время на предстоящей съемке.
  4. Проверяем работу вспышки.
  5. Собираем рюкзак (сумку).

Хорошо бы заранее иметь техническое задание на съемку. Обсудите его накануне, так как если вы даже придете рано, то организаторы обычно очень заняты и обязательно что-то упустят, те детали, которые впоследствии окажутся для них важными, а для вас нет. Это может быть все что угодно – подарки от спонсоров, награды, которые нужно отснять отдельно, кейтеринг, прессволлы – те детали, которые порой нужны для отчета. И обязательно надо уточнить дедлайн, когда надо сдать отснятый фотоматериал! Соблюдение дедлайна очень важно – от вас, например, ждут снимки в 9 утра, а вы прислали в два пополудни – в результате на следующую съемку вас могут не позвать!

В НАШЕ ВРЕМЯ, КОГДА ВСЕ ВЕДУТ СОЦСЕТИ, ЧАСТО ПРОСЯТ СРАЗУ ВО ВРЕМЯ МЕРОПРИЯТИЯ ДАТЬ НЕСКОЛЬКО КАДРОВ. ВО МНОГИХ СОВРЕМЕННЫХ ФОТОКАМЕРАХ СУЩЕСТВУЕТ ВОЗМОЖНОСТЬ ЧЕРЕЗ ПРИЛОЖЕНИЕ НА ТЕЛЕФОНЕ ПЕРЕДАТЬ НЕСКОЛЬКО ФОТОГРАФИЙ СРАЗУ. Или же могут попросить сразу дать флешку с отснятым материалом, чтобы перекинуть на компьютер заказчика. Уточните все эти моменты и узнайте, будет ли кардридер или нужно взять свой. А пока будут перебрасывать ваши фотографии (бывает так, что это длится долго), вам понадобится вторая флешка, чтобы не прерывать съемку, не простаивать.

Итак, вы полностью подготовили свой рюкзак, узнали техзадание. Теперь надо приехать на съемку заранее, пройтись по всем точкам и понять, где и что будет происходить. Если есть некие персоны, на которых нужно сосредоточить свое внимание, узнайте, где они будут находиться и в какое время. Узнайте обязательно, как они выглядят!

Если вы полностью все это учли, считайте, половина успеха вам обеспечена.

ДАВАЙТЕ ПОГОВОРИМ ПРО ВИЗУАЛЬНУЮ ЧАСТЬ ФОТОРЕПОРТАЖА – ОН СТРОИТСЯ НА ТРЕХ КИТАХ – ОБЩИЙ, СРЕДНИЙ И КРУПНЫЙ ПЛАН. И здесь нужно подробнее остановиться на каждом из них. Давайте вспомним литературу, нам всегда рассказывают, где, кто и что делают. Вот так же поступим и мы.

Общий план обычно снимается широкоугольным объективом, и чаще всего это горизонтальный кадр – мы сообщаем зрителям, где все происходит. В кадре должна быть адресность. Снимаем как можно шире. Сделайте несколько вариантов. На фоне может быть какая-то узнаваемая архитектура, показывающая, в каком городе происходит ваше событие. Либо обратите внимание на детали, на которых могут быть названия, и поместите их аккуратно в кадр. Второе, на что стоит сделать акцент, – это массовость: сколько людей участвует в данном событии. Это три человека, сто или тысяча? Найдите ту точку съемки, которая вам позволит в одном кадре передать и адресность, и массовость.

Переходим дальше, начинаем показывать, кто и что делает. Это уже про средний план. Здесь стоит обратить внимание на взаимодействие всех компонентов внутри кадра – как людей, так и объектов. Здесь порой очень важны направляющие линии, которые могут появиться за счет взгляда людей. Снимайте много и ловите тот самый момент, когда внутри кадра все заиграет, и каждый элемент будет зависеть друг от друга. Тут можно помочь себе и включить на фотоаппарате серийную съемку. Когда вы рассказали, кто ваши герои и что они делают, можно перейти к кадрам, показывающим, как на это событие реагируют другие. Здесь вам, конечно, поможет «насмотреность» живописи. МЫ С ВАМИ НЕ ХУДОЖНИКИ, НО В КАКОЙ-ТО СТЕПЕНИ НАБЛЮДАТЕЛИ, И ИМЕННО ТАКИЕ КАДРЫ, ГДЕ УДАЕТСЯ ПЕРЕДАТЬ ОТНОШЕНИЕ ЛЮДЕЙ К ПРОИСХОДЯЩЕМУ, ОЖИВЛЯЮТ ФОТОРЕПОРТАЖ. ИМЕННО ОНИ ПЕРЕДАЮТ АТМОСФЕРУ СОБЫТИЯ И ЗАПОМИНАЮТСЯ ЧИТАТЕЛЯМ БОЛЬШЕ ВСЕГО.

И, последнее, остается крупный план. Как правило, для крупных планов мы используем телевик, а не широкоугольник. Это нам поможет избежать перспективных искажений, и мы можем сделать акцент на каком-то человеке, которого вырываем рамкой кадра из толпы. Возможно, мы хотим показать его эмоции и снимем сверхкрупно только его взгляд. НУЖНО ОБРАЩАТЬ ВНИМАНИЕ НА ДЕТАЛИ, ПОРОЙ РУКА, СЖИМАЮЩАЯ ПАЛЬЦЫ В КУЛАК, МОЖЕТ РАССКАЗАТЬ ТО, ЧТО НЕ ВЫДАСТ ВАМ ЛИЦО ЧЕЛОВЕКА. ПОПРОБУЙТЕ ПОБЫТЬ НЕМНОЖКО ШЕРЛОКОМ ХОЛМСОМ И ПОСМОТРЕТЬ НА МИР ВОКРУГ СЕБЯ БОЛЕЕ ПРИСТАЛЬНЫМ ВЗГЛЯДОМ: ВЫ ОБЯЗАТЕЛЬНО ЗАМЕТИТЕ, КАК ВЕЩИ ВОКРУГ ВАС ЗАГОВОРЯТ – И ВАМ ОСТАНЕТСЯ ЭТО ТОЛЬКО ЗАПЕЧАТЛЕТЬ.

Давайте более подробно рассмотрим работу фотографа на разных встречах, совещаниях и форумах. Первое – это спикеры, которых нужно всегда всех отснять. Что здесь важно? Опять же разные планы, о чем мы уже говорили. Снимаем спикера общим кадром, если есть названия форума, то обязательно вписываем его в пространство нашего кадра и снимаем крупный кадр. Вот здесь даже для общего кадра чаще мы будем использовать телевик, чем широкоугольник. Дело в том, что часто на форумах какие-то места в зале остаются свободными, и это плохо смотрится на фотографии.

Фокусное расстояние: 100 мл

Фокусное расстояние: 30 мл

Фокусное расстояние: 80 мл

Фокусное расстояние: 100 мл

Фокусное расстояние: 30 мл

Снимая телевиком, мы сжимаем перспективу, и наш кадр становится более цельным, пространство заполняется равномернее, и нам легче сделать акцент на спикере.

Фокусное расстояние: 80 мл

Фокусное расстояние: 100 мл

Фокусное расстояние: 100 мл

Снимая крупный кадр, стараемся сделать так, чтобы в него вошло название мероприятия, но при этом микрофон не заслоняет рот выступающего, а бутылка с водой не отвлекает внимание. Жестикулирующий человек всегда смотрится выигрышнее, так как руки нас отвлекают от мимики, и снимок выглядит эстетичнее.

 

Еще нам надо показать реакцию людей. Выхватываем из зала интересные лица и моменты.

Крупный план

Общий план

Средний план

Крупный план

Общий план

А также не забываем про людей, которые задают вопросы.

Крупный план

Средний план

Крупный план

Средний план

А теперь добавим несколько снимков для атмосферы. Это может быть живое общение в перерывах между сессиями.

 

 

Самая сложная часть – это награждение, которое часто бывает на таких мероприятиях. ЛЮДИ, ВЫХОДЯЩИЕ ПОЛУЧАТЬ НАГРАДУ, ВОЛНУЮТСЯ, И ВСЕ ПРОИСХОДИТ БЫСТРО, В ПОТОКОВОМ РЕЖИМЕ. НУЖНО СРАЗУ ОБЪЯСНИТЬ ЭТИМ НЕСЧАСТНЫМ, КУДА НАДО ВСТАТЬ, НА ЧТО СМОТРЕТЬ, КАК РАЗВЕРНУТЬ ДИПЛОМ ПОД ПРАВИЛЬНЫМ УГЛОМ, ЧТОБЫ ОН НЕ ОТСВЕЧИВАЛ. Вот такие довольно простые правила позволят вам выдавать качественный фотоматериал и подавать его читателям так, что они будут смотреть на него с удовольствием. И не забывайте про дедлайн!

 

 

P.S. Важное примечание: съемки сделаны на деловом форуме «Качественная пресса», организованном медиагруппой ЖУРНАЛИСТ.

Иллюстрация на обложке: kandinsky

Журналист № от 24 Сентября, 2023