14.06.2022
Корпоративные книги завтрашнего дня: как найти путь к читателю?
10-11 июня 2022 года в Архангельске впервые прошли Конференция-практикум «Будущее корпоративной книги в корпоративных коммуникациях» и Выставка корпоративных книг. Организаторы: АО «Архангельский ЦБК», Академия коммуникации и информации и проект «Серебряные нити 2022».
Конференция-практикум стала успешным продолжением уникальных курсов повышения квалификации для руководителей и сотрудников корпоративных медиа-ресурсов, кураторов корпоративных медиа в пресс-службах, координаторов работы корпоративных СМИ в HR-службах и службах по общим вопросам (контент, форматы, персонал и управление медийными проектами), которые проводятся на базе одной крупнейшей российской компании.
В этом году такой базой стал «Архангельский ЦБК». Этот выбор не случаен: впечатляющие издательские проекты последних лет – «Время подвига», «Рождение гиганта», «Комбинат глазами художника», «Минуя рубежи эпох», посвященные истории и сегодняшнему дню Архангельского ЦБК, завоевали интерес читателей, а их авторы Елена Захарова и Павел Фасонов, а также АЦБК – признание профессионального сообщества и заслуженные награды престижных книжных конкурсов, а также Большого Национального конкурса корпоративных медиа «Серебряные нити».
Участники программы – более 30 руководителей и сотрудников коммуникационных и PR-служб, департаментов по связям с общественностью производственных холдингов и организаций; руководителей корпоративных музеев; сотрудников библиотек и вузов.
«За последние годы наша компания выпустила пять книг, в том числе для детей, – отметил генеральный директор АЦБК Дмитрий ЗЫЛЁВ, открывая Конференцию-практикум. – Хочется поделиться опытом и узнать, как наши коллеги делают такие проекты».
Основная часть программы включала круглый стол «Корпоративное книгоиздательство последних лет: удачи и ошибки, тенденции и прогнозы», а также обмен опытом – это более десятка презентаций и интересных кейсов от пиарщиков АО «Северо-Западный региональный центр Концерна ВКО «Алмаз-Антей» – Обуховский завод» (г. Санкт-Петербург); АО «Соликамскбумпром» (Пермский край, г. Соликамск); компания «КАМА» (Пермский край, г. Краснокамск), АО «Арзамасский приборостроительный завод им. П.И. Пландина» (Нижегородская обл.. г. Арзамас); Белгородский государственный национальный исследовательский университет при активном участии архангельских компаний АО «Архангельский ЦБК», АО «АГД ДАЙМОНДС», АО «Группа «Илим», АО «СПО «Арктика», ООО «Карелия Палп», АО «Архангельская РЭБ флота» Вообще все участники Конференции-практикума уже являются или собираются стать создателями корпоративных книг и других крупных издательских проектов. Конференция стала удобной площадкой для обмена мнениями и опытом непростой книгоиздательской работы. Причем организаторы предусмотрели и офлайн-, и онлайн-участие. Поэтому на мероприятии присутствовали и студенты сразу двух федеральных вузов – Северного (Арктического) федерального университета им. М.В. Ломоносова и Национального исследовательского Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского.
«Ещё каких-то лет 15 назад корпоративные книги были трудночитаемыми фолиантами, которыми интересовались только ветераны предприятий, – отметила Эльмира МАГОМЕДОВА, генеральный директор PRCB Group (г. Москва), амбассадор бренда «Серебряные нити», ведущая Практикума
«Обсуждаем алгоритм действий и создаем проект корпоративной книги». – Но сейчас – другое дело: корпоративную книгу наконец-то стало интересно читать. Поэтому мы представили, что живем в 2050 году, и придумали концепты корпоративных книг для двух компаний: одна занималась искусственным интеллектом, а другая логистикой будущего. У каждого проекта были свои сильные стороны (хотя и просчеты были). Кстати говоря, в игровом формате информация усваивается в разы лучше».
Другие интересные моменты программы: экскурсии по производственному комплексу АО «Архангельский ЦБК» и Северному Федеральному (Арктическому) университету им. М.В. Ломоносова; посещение музея Малые Карелы на фоне прекрасных белых ночей; сертификаты всем участникам (включая студентов) и подарки от Организаторов.
Рекомендации от профессионалов
Елена ЗАХАРОВА, начальник управления по корпоративным проектам АО «Архангельский ЦБК»/ Архангельская обл., г. Новодвинск:
Создавай моду на чтение – ищи наилучший формат
Корпоративная книга должна быть современной, привлекательной для молодежи, в том числе – и через формат. Поэтому мы стараемся сочетать традиционные и цифровые форматы, делать электронные и аудиоверсии корпоративных книг, проводим презентации и встречи читателей с авторами.
Юлия БАТАНОВА, начальник отдела по связям с общественностью АО «Соликамскбумпром»/ Пермский край, г. Соликамск:
Ищи уникальную продукт-историю
Юбилейное издание – очень серьезная вещь. Хочу рассказать о наших находках именно здесь, на «Серебряных нитях», поскольку здесь собираются серьезные, понимающие люди, специалисты. К 580-летию Соликамска нужно было выпустить книгу об истории города и края. Наша команда, сказать честно, почти три года искала идею – как представить историю (кстати, очень интересную!), чтобы книгу читали все от мала до велика. Особенно нас волновал вопрос – как передать эту историю подрастающему поколению? Остановились на учебнике для 3-4 классов, но не простом, а современном. Подключили учителей, ветеранов. 16 глав получилось. К каждой главе мы сняли маленький фильм. По-моему, вышло неплохо. По крайней мере учителя с удовольствием пользуются нашей книгой. Они проводят уроки истории, как говорится, с привязкой к местности. Места, описываемые в книге, ребята посещают во время урока. Так история города становится для них как бы личной историей.
Олег ГРИГОРАШ, начальник отдела пресс-службы АО «АГД ДАЙМОНДС», автор книги «Алмазная эра» АГД ДАЙМОНДС/ г. Архангельск:
Решая в корпоративных коммуникациях практические задачи, вдохновляйся настоящей литературой
На мероприятии, которое проводят «Серебряные нити», я второй раз. Но уже тогда, год назад, я понял, что сюда надо приезжать с какими-то мыслями, чтобы поделиться ими с коллегами. Так, мне думается, что книга живет дольше, чем тот же видеоролик. Вы можете без труда вспомнить книги, которые без всяких натяжек можно назвать корпоративными изданиями. Например, «Танкер «Дербент» писателя Юрия Крымова. По сути это же книга о том, как становилась на ноги нефтяная промышленность. Написана она очень давно, но живет до сих пор. А вот фильм о нефтянке вряд ли кто вспомнит. Или книга «Белые сны» Василия Пескова. Это художественный фоторассказ о нашем крае, об Арктике. Чем не корпоративная книга?! Нам, мне кажется, надо почаще читать классиков, смотреть их книги. Там всегда есть чему поучиться.
Олеся НЕВЗОРОВА, начальник отдела внешних связей/ АО «Северо-Западный региональный центр Концерна ВКО «Алмаз-Антей» – Обуховский завод»/г. Санкт-Петербург:
Не торопись говорить «нет», учись презентовать свои идеи
Думаю, что участники сбора «Серебряных нитей» не понаслышке знают проблему отношений с руководителем предприятия, то есть заказчиком. Нас не миновала такая проблема. Была поставлена задача выпустить альбом по простому принципу: в 1991 году было плохо сегодня хорошо. Пришлось искать, объяснять свою позицию. Целая эпопея! Но, оказалось, можно все решить. Вот мы и решили. На одной странице «было» на другой «стало».
Оксана СКОПЦОВА. начальник отдела внешних связей и массовых коммуникаций АО «Арзамасский приборостроительный завод им. П.И. Пландина»/Нижегородская обл.. г. Арзамас:
Борись со скукой – ищи креатив
Наша команда получила задание выпустить фотоальбом к 65-летию предприятия. Представьте себе эти унылые фотографии станков, цехов и так далее. Наш первый ход: мы убедили заказчиков, что эти 65 лет предприятие жило в стране, где тоже происходило много интересных событий. Дали вв параллель факты из истории предприятия – и истории страны; кстати. так у нас в книге появились эмоциональные фотографии из фильма «Бриллиантовая рука». Неплохо получилось. Второй ход: мы объявили конкурс старых фотографий среди работников предприятия. Почему конкурс? А чтобы не обижать людей, которые прислали фотографии, ну, не очень качественные. Параллельно мы попросили присылать стихи. Оказалось, очень многие работники пишут стихи. И опять на основе конкурса мы отобрали лучшие стихи и записали в исполнении хороших исполнителей; по куаркоду их можно послушать. Стихи разные, но это творчество, а оно всегда интересно для тех, кто работает рядом. Многие работники ведь даже не знали, что их соседи по цеху пишут стихи.
Владимир ПАВЛОВ, руководитель направления по связям с общественностью ООО «КАМА»/Пермский край, г. Краснокамск:
Визуализируй контент
Пусть и наш небольшой опыт подготовки фотоальбома о предприятии пополнит копилку «Серебряных нитей». Мы решили показать историю предприятия через историю жизни и работы фотографа тех лет. Его, конечно, уже нет в живых, но ведь история его жизни и фотографии остались. Пришлось много повозиться, поискать хорошие фотографии. Мне кажется, что вообще так надо делать чаще. Визуализация контента формирует культурный код предприятия, сокращает дистанцию в коммуникации и сплачивает коллектив.
Павел ФАСОНОВ, заместитель начальника управления по корпоративным проектам АО «Архангельский ЦБК»/ Архангельская обл., г. Новодвинск:
Начинай продвижение корпоративной книги еще до ее выхода
Очередную образовательную программу аналогичного формата Академия коммуникации и информации планирует в сентябре 2022.
Стратегические партнеры:
Торгово-промышленная палата Архангельской области
РАО «БУМПРОМ»
Ассоциация поставщиков нефтегазовой промышленности «Созвездие»
Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова
Архангельская областная научная библиотека им. Н.А. Добролюбова
Информационные партнеры:
Газета «Бизнес-класс Архангельск»
Издательский дом «Двина»
Газета «Бумажник»
«ТВ-Поморье» – телевидение Архангельской области
«НОРД-ТВ» – новодвинское телевидение
ИА «Регион 29»
Пресс-служба Национального конкурса корпоративных медиа «Серебряные нити»
Мария Пономарева
Тел.: +7-916-929-7519
E-mail: silver_niti@mail.ru
Официальный сайт: www.silverniti.ru
Присоединяйтесь к Клубу специалистов по корпоративным медиа https://vk.com/silverniti